Национальный горный университет — соответствие Времени
Научная школа академика НАН Украины Г.Г. Пивняка

 

Начальный этап формирования научной школы академика НАН Украины Г.Г. Пивняка неразрывно связан с созданием транспорта с индуктивной передачей энергии. Научно-исследовательские работы этого направления проводились в Днепропетровском горном институте с начала 1970-х годов. Возглавил эти работы молодой канд. техн. наук, доцент Г.Г.Пивняк. За короткий период ему удалось создать коллектив, способный решать не только научные, но и практические задачи, связанные с внедрением и эксплуатацией системы шахтного транспорта. Это стало реальностью благодаря организаторскому таланту Г.Г.Пивняка, его способностям как ученого.

Масштабность  проводившихся исследований соответствовала возможностям государства и обеспечивалась активной позицией советских ученых. Уместно вспомнить основные этапы создания бесконтактного транспорта.

Идея реализации системы передачи энергии подвижным объектам индуктивным методом принадлежит французскому инженеру Морису Леблан. Весомый вклад в теорию и практику его создания внесли советские ученые: Г.И. Бабат, В.А. Бунько, А.А. Пистолькорс, В.Е. Розенфельд, М.А. Староскольский.

Первую опытную установку бесконтактного электрического транспорта  разработал Г.И.Бабат в 1943 году. Ток в тяговой линии равнялся 90 А при частоте 90 кГц. В 1948 году в Киеве Бюро по высокочастотному транспорту Министерства коммунального хозяйства УССР, совместно с энергетическим институтом Академии наук УССР, создало тяговую сеть протяженностью 165 метров. Ток в сети - 100-110 А при частоте 33 кГц. Для получения тока высокой частоты использовали ламповые генераторы. Работы Бюро были прекращены из-за низкого КПД транспортной установки. Учитывая важность использования бесконтактного электрического транспорта в шахтах, опасных по газу и пыли, в 1948 году Московскому энергетическому институту было предложено продолжить научные исследования по этой проблеме. Работы проводились под руководством профессора В.Е. Розенфельда. Был разработан статический преобразователь трехфазного тока промышленной частоты в однофазный ток частотой 3-5 кГц мощностью 40 кВт на тиратронах, а затем - на тиристорах. Однако вследствие незавершенности исследований его промышленное производство не было освоено. В 1950 году к разработке включился ДонНИИ во главе с профессора Н.А.Староскольским. Был создан опытный участок транспорта на шахте № 2 «Кантарная», где электровозы были применены для транспортировки угля и породы. С 1956 года работы продолжались институтом «Донгипроуглемаш». На шахте № 2 «Кантарная» были использованы машинные преобразователи, состоящие из высокочастотного генератора и приводного двигателя трехфазного тока частотой 50 Гц. Однако технические характеристики машинных преобразователей не позволили эффективно использовать их в системе бесконтактного транспорта.



Доцент Тесленко В.И. (справа) и аспирант Заика В.Т.
обсуждают раздел диссертационной работы (1979)

 

Участие в научных исследованиях ученых Днепропетровского горного института характеризовалось комплексностью подходов, масштабностью проводившихся работ.  Для передачи электрической энергии электровозу был использован принцип электромагнитной индукции. Относительно шахт, взрывоопасных по пыли и газу, ее реализация имела ряд существенных особенностей.

В данном случае система транспорта включает источник питания, тяговую линию, электровозы (см. схему). Однофазная тяговая линия состоит из двух изолированных кабелей, проложенных вдоль пути движения поезда. В ее конце кабели закорочены. Сеть подключена к шинам тяговой подстанции переменного тока средней частоты. В верхней части электровоза установлен энергоприемник, который имеет несколько витков изолированного провода.


 


Система бесконтактного электрического транспорта:
1 - преобразователь частоты, 2 - тяговая линия 3 - компенсирующие конденсаторы;
4 - подвижной состав, 5 - энергоприемник, 6 - выпрямитель, 7 - двигатель


 

Сменный магнитный поток, создаваемый током кабелей тяговой линии, индуцирует в обмотке энергоприемника электродвижущую силу. Провода тяговой линии и приемного устройства образуют трансформатор, через который осуществляется питание тяговых двигателей подвижного состава.

Воздушный зазор составляет несколько сантиметров. Для улучшения электромагнитной связи используют энергоприемник с сердечником. Последний выполнен разомкнутым.Отсутствие непосредственного контакта энергоприемника с сетью является главной особенностью бесконтактного транспорта, определяет его преимущества. Эффективная передача энергии возможна на частотах, превышающих промышленную частоту 50 Гц. Использование тока средней частоты позволяет получить требуемое значение э.д.с. в обмотке энергоприемника при меньшем токе тяговой линии. Для тока средней частоты тяговая линия имеет большое сопротивление. Чтобы избежать чрезмерного повышения напряжения в линии, индуктивное сопротивление ее отдельных участков компенсируют емкостным сопротивлением конденсаторов, включенных последовательно с участками кабеля. Конденсаторы устанавливают вдоль линии, в компенсационных пунктах. На электровозе установлены компенсирующие конденсаторы, которые совместно с обмоткой энергоприемника образуют приемный колебательный контур. Цепи тяговой сети энергоприемников настраивают в режим, близкий к резонансу на исходной частоте источника питания. Таким образом, система, обеспечивающая передачу энергии, состоит из нескольких индуктивно связанных с тяговой линией контуров. На установках бесконтактного транспорта применяют тяговые двигатели постоянного тока, получающие питание от энергоприемника через выпрямитель.

Важным звеном системы транспорта является источник питания - тиристорный преобразователь частоты. Преобразователь эксплуатируется в специфических условиях динамической тяговой нагрузки. При этом важно обеспечить высокую устойчивость инвертирования и высокие энергетические показатели. Г.Г. Пивняку удалось решить эту научную проблему. В его докторской диссертации изложены теоретические основы преобразования параметров электрической энергии в системе шахтного транспорта. Работы выполнялись совместно с Таллиннским электротехническим заводом им. Калинина. В 1972 году этим заводом  выпущен опытный образец тиристорного преобразователя частоты для бесконтактного транспорта. Выходная частота преобразователя - 5 кГц, ток тяговой сети - 150 А. Комплекс электрооборудования успешно эксплуатировался в течение ряда лет на шахте Постниковская-1 производственного объединения «Шахтерскантрацит».

Исследования по созданию эффективного источника питания были наукоемкими и разносторонними. В тот период осваивались новые направления высокочастотной силовой электроники на базе быстродействующих полупроводниковых приборов. Это способствовало появлению новых схемотехнических решений, оригинальных идей, повышающих устойчивость инвертирования, точность регулирования параметров, энергетическую эффективность создаваемого источника. В частности, акцентировалось внимание на разработке автономных инверторов со значительным запасом углов замыкания тиристоров, инверторов с минимальными установленными мощностями силовых элементов, рекуперацией энергии в определенных режимах их работы. Учитывалась необходимость согласования выходных параметров инвертора с тяговой сетью бесконтактного транспорта.

Под руководством проф. Г.Г. Пивняка его аспиранты (Н.И. Пресманн, Г.В. Худолеев, Л.В. Жиров С.И. Выпанасенко, Е.М. Эрлих) решили ряд важных научных задач, что позволило освоить выпуск тяговых преобразователей частоты, которые соответствуют мировому уровню развития преобразовательной техники. По своим технико-экономическим и эксплуатационным показателям тиристорные преобразователи значительно превосходили машинные. Им свойственны хорошие динамические характеристики, возможность получения необходимого закона регулирования или стабилизации выходных параметров без переключений в силовой схеме, стабилизации рабочей частоты практически с любой точностью, постоянная готовность к работе. Достигнуто сокращение затрат на обслуживание. Тяговые преобразовательные подстанции в составе комплекса электрооборудования транспорта эксплуатировались на шахтах Донбасса (с 1980 года - на шахте им. Ленина ВО «Ворошиловградуголь», шахте им. Газеты «Известия» ПО «Добропольеуголь»).



Аспирант С.И. Выпанасенко  докладывает на научном семинаре
результаты исследования автономного инвертора
тягового преобразователя частоты (1983)

 

Научные исследования, связанные с разработкой источника питания повышенной частоты для шахтного транспорта, стали основой для освоения новых направлений использования токов повышенной частоты, в частности, в горнорудной промышленности. Так, в дальнейшем Г.Г. Пивняк и его ученики проводили научные исследования по созданию новых электротехнологий индукционного нагрева, обработки минерального сырья (железной руды) в магнитном поле. По своей значимости эти результаты соответствовали уровню научного открытия (его суть будет изложена ниже).

Комплексность подхода к исследованию систем шахтного транспорта заключалась в многовекторности анализа, стремлении охватить наиболее важные аспекты, определяющие его работоспособность и безопасность. Безопасность транспорта - важное направление исследований, определяющее область применения системы,  возможность ее использования на угольных шахтах, опасных по газу и пыли. Этому направлению исследований было уделено особое внимание.

Одна из проблем заключалась в защите обслуживающего персонала от поражения электрическим током в цепях тока повышенной частоты. Оригинальность предлагаемых решений заключалась в создании гальванической развязки цепей преобразователя частоты и тяговой сети, формировании надежного устройства защиты от токов утечки, снижении уровня этих токов благодаря использованию новых изоляционных материалов оболочки кабеля тяговой сети. Безопасность электрических цепей электровоза обеспечивалась благодаря правильному выбору структуры силовых цепей электрооборудования, созданию быстродействующих систем выключения напряжения при возникновении угрозы поражения персонала электрическим током. По результатам выполненных в этом направлении научных исследований защитили кандидатские диссертации ученики профессора Г.Г. Пивняка: В.Б. Гончаров, А.Я. Рыбалко, Д.И.Матиев.

Научные результаты работы А.Я. Рыбалко получено при исследовании тепловых и электрических параметров силового рудничного электрооборудования в диапазоне частот 4-10 кГц и его электромагнитной совместимости. Они стали основой создания нового типа электрооборудования для частоты 5 кГц в системе электромагнитной передачи энергии бесконтактным электровозам угольных шахт. Установлены взаимосвязи электрических показателей электрооборудования и параметров технологической области использования бесконтактных электровозов, определяющие структуру системы электроснабжения транспорта в различных горнотехнических условиях угольных шахт. Разработаны модели формирования безопасных свойств рудничного электрооборудования тока повышенной частоты, отличающиеся системностью учета критериев безопасности, показателей качества аварийных электромагнитных переходных процессов, параметров силовых элементов.

А.Я. Рыбалко развиты методы анализа искробезопасных свойств электрооборудования, потребление электрической энергии во взрывоопасных средах. По установленным зависимостями оценена зажигательная способность токов повышенной частоты во взрывоопасной атмосфере и уровень искробезопасности электрических систем. Предложен комплекс защитных мер и средств обеспечения необходимого уровня взрывозащиты для заданных параметров среды. Эти результаты использованы при проектировании специального электрооборудования для горнодобывающей промышленности.

В результате проведенных исследований был определен существующий уровень взрывозащиты системы транспорта в целом. По заключению МакНИИ безопасность бесконтактных электровозов оказалась значительно выше, чем аккумуляторных. С целью снижения влияния магнитных полей тяговой сети электровоза на обслуживающий персонал транспорта были разработаны и внедрены защитные устройства, обеспечивающие уровни защиты по установленным нормам.

Допустимые уровни полей (нормы), соответствующие используемым частотам, были разработаны Харьковским НИИ гигиены труда и профзаболеваний. Вопросы взрыво-и искробезопасности транспорта нашли отражение в научных исследованиях аспирантов Г.Г.Пивняка: Ю.М. Зражевского и А.А. Свистельника.

Повышенная частота тока тяговой сети обеспечивала эффективную передачу энергии транспорта, однако источник с такими параметрами не мог быть непосредственно использован для питания тяговых двигателей. Возник комплекс научных задач, связанных с преобразованием параметров электрической энергии, управлением приводом бесконтактных электровозов. Многообразие подходов к решению этих задач определило поиск приемлемых схемных решений, оптимизацию режимов работы силовых цепей преобразователя, обоснование принятых алгоритмов управления, способов согласованной работы преобразователя с энергоприемником. Работы выполнялись в тесном контакте с институтами ДонУГИ, Донгипроуглемаш, Дружковским  машиностроительным заводом. В результате была создана и внедрена система тиристорного регулирования привода бесконтактного электровоза (ТЕРА). В теоретическом плане проанализированы альтернативные способы регулирования, которые рассматривались как перспективные технические решения. Значительный вклад в решение этих задач внесли ученики профессора Г.Г. Пивняка: Б.Г. Долгов, В.П. Довгань, К.Вейсс, М.В. Рогоза.

Использование тока повышенной частоты в протяженных тяговых сетях системы транспорта привело к выраженному проявлению эффектов, не характерных для токов низких частот. Речь идет о проявлениях волновых свойств тяговой сети. Рассмотрение тяговой сети как электрической цепи с распределенными параметрами позволило объяснить перенапряжения, возникающие в процессе эксплуатации на отдельных элементах сети, предложить эффективные технические решения, способствуя их устранению. Теоретическое обоснование принятых решений изложены в кандидатской диссертации Е.И. Хованской (аспирант профессора Г.Г. Пивняка).

Следует подчеркнуть, что принцип бесконтактной (индуктивной) передачи энергии подвижным электровозам в шахтных условиях применен в мировой практике впервые. Это стало возможным благодаря усилиям советских ученых, совместной работе ведущих научно-исследовательских и проектных организаций, вузов, промышленных предприятий, угольных шахт. Среди них: МакНИИ, ДонУГИ, Донгипроуглемаш Харьковский НИИ гигиены труда и профзаболеваний, Днепропетровский горный институт, Таллиннский электротехнический завод им. Калинина, Дружковский машиностроительный завод, шахты: «Постниковская» ПО «Шахтерскантрацит», им. Ленина ПО «Ворошиловградуголь», «Известия» ПО «Добропольеуголь» и др. Ведущая роль принадлежит учреждениям и предприятиям Украины, что позволяет видеть перспективы развития и совершенствования этого вида транспорта, возможности использования заложенных принципов в других технических системах.

Участие сотрудников кафедры в создании источника питания повышенной частоты для бесконтактного электрического транспорта, его практической реализации и эксплуатации в составе комплексов электрооборудования, действующих на угольных шахтах, позволили получить практические навыки проектирования тиристорных преобразователей и решение на этой основе различных технологических задач, связанных с использованием токов повышенной частоты. Учитывая направленность вуза, в первую очередь анализировались возможности использования этой техники в горном деле. В частности, совместно с кафедрой горных машин рассматривалась возможность использования тиристорных преобразователей частоты в технологических линиях обогащения магнетитовых железных руд. Проблема заключалась в том, что традиционные способы дезинтеграции железной руды основаны на взаимодействии рабочих органов машин с частицами горной породы. При непосредственной механической нагрузке лишь незначительная доля энергии расходуется на образование ее новой поверхности. Поэтому затраты энергии - большие, а эффективность - низкая.

Новые направления дезинтеграции минерального сырья предусматривали селективное действие на грани сращения рудной и нерудной фаз горной породы. В магнетитовых рудах, где магнитная составляющая имеет выраженный магнитострикционный эффект, применялось воздействие переменным магнитным полем. Использование высокочастотных магнитных полей приводило к возникновению пульсирующих упругих напряжений по границам зерен и, наконец, к разупрочнению материала. Дальнейшая механическая нагрузка в мельницах происходила с меньшими затратами энергии, наблюдалось повышение селективности раскрытия зерен минерала.

На начальном этапе исследований физика протекающих процессов представлялась только с точки зрения магнитострикционного действия, которое приводит к изменению размеров одной из составляющих горной породы. Поэтому к параметрам, определяющим степень воздействия магнитного поля на руду, отнесли интенсивность и частоту поля. Однако экспериментальные исследования по разупрочнению руды свидетельствовали о том, что перечень влияющих параметров на этот процесс - неполный. Так оказалось, что на показатели разупрочнения влияет градиент напряженности магнитного поля и скорость ее изменения во времени. Это требовало пересмотреть представления о механизме разупрочнения, выявить новые параметры и оценки их влияния.

К изучению явления были привлечены ученые Днепропетровского горного института, Института электродинамики НАН Украины (г. Киев) и специалисты Полтавского горно-обогатительного комбината. В результате проведенных исследований были выявлены упругие механические колебания, распространяющиеся в железной руде под действием импульсного магнитного поля. Причиной возникновения таких колебаний была магнитострикция, а интенсивность их действия зависела от характеристик  распространяющейся упругой волны (от пространственных и временных характеристик магнитного поля). Стало ясно, что эффективное действие обеспечивается в том случае, если локальные области куска горной породы находятся в зоне действия поля различной напряженности (неоднородное магнитное поле). Интенсивность воздействия возрастает при увеличении крутизны фронта распространяющейся волны. Таким образом, целесообразно использовать импульсное магнитное поле.

Раскрытие механизма действия поля на железную руду было важным этапом, поскольку определяло новые возможности повышения эффективности процессов. В перспективе могли быть созданы условия для развития принципиально нового направления в области физики горных пород - физики разупрочнения горных пород в электромагнитных полях, которая изучает процессы изменения прочности минералов под воздействием электромагнитных полей, построение теории управления процессами разупрочнения на основе изменения пространственных и временных характеристик поля.

В области промышленной дезинтеграции железной руды установленная ​​закономерность позволяет обосновать новое направление снижения затрат энергии, повышения качества концентрата. Она позволяет разработать нетрадиционные способы и технологии обработки железной руды перед измельчением, создать методы расчета и определить параметры технических средств для их реализации, эффективно управлять процессом разупрочнения, используя связи показателей разупрочнения с параметрами магнитного поля.

Учитывая особую научную и практическую значимость полученных результатов, Международная ассоциация авторов научных открытий, на основании результатов научной экспертизы, классифицировала их как научное открытие (диплом № 45 «Закономерность разупрочнения дробленых железных руд при воздействии неоднородного импульсного магнитного поля», 1997 год). Авторы научного открытия - академики НАН Украины А.К.Шидловский и Г.Г. Пивняк, профессор С.И. Выпанасенко, инженер В.П. Мартыненко.

На кафедре систем электроснабжения создана экспериментальная установка, использование которой в промышленных условиях Полтавского и Центрального (г. Кривой Рог) горно-обогатительных комбинатов подтвердило достоверность сформулированных научных положений, эффективность предложенного технического решения.

Г.Г. Пивняк как ученый и заведующий кафедрой, который всегда понимал, что кадры и их уровень подготовки решают все, организует с аспирантами и сотрудниками кафедры школы-семинары по освоению фундаментальных и современных разделов математики, преобразовательной техники, актуальным вопросам развития горно-металлургического комплекса страны. В них принимают участие известные ученые из академических и ведущих электроэнергетических вузов страны. Школы-семинары позволяли молодежи окунуться в гущу современных проблем, актуализировать исследования по научным направлениям кафедры. И здесь роль заведующего кафедры как организатора научных исследований и наставника, который не делил аспирантов на своих и чужих, раскрылась в полной мере. При всесторонней поддержке Г.Г. Пивняка завершает исследования по вопросам качества электроэнергии и оптимизации параметров электрических сетей участков угольных шахт ассистент В.Т. Заика. Защищает кандидатскую диссертацию по электроснабжению карьеров ассистент В.Х. Чирва. Разработке средств компенсации реактивных нагрузок рудных карьеров посвящена диссертация Б. Балашова.


 


Испытания бесконтактного электровоза В14
на Дружковском машиностроительном заводе


 

Подготовка научных кадров высшей квалификации на базе кафедры начинает носить международный характер: растет авторитет ее научной школы, научные результаты приобретают популярность не только в Украине, но и за рубежом.

С начала 1980-х годов кафедра под руководством Г.Г. Пивняка начала вести активные исследования в области регулирования электропотребления и управления энергосбережением, а также создания современных технических средств для реализации информационных технологий в электроснабжении и на транспорте. Под руководством и при поддержке академика Г.Г. Пивняка в 1990-е годы по этой проблематике защищает докторскую диссертацию Ю.Т.Разумный. В работе решен вопрос формирования системы потребителей-регуляторов на угольных шахтах, предложено технические и технологические решения для их эффективного использования. Чуть позже доцент В.Т. Заика защищает докторскую диссертацию, посвященную разработке методов и средств повышения эффективности систем электроснабжения и уровня использования электроэнергии при подземной угледобыче.


 


Профессор Разумный Ю.Т. приветствует доцента Заику В.Т. (слева)
с успешной защитой докторской диссертации (2002)

 

Учитывая важность этого направления в плане обеспечения независимости Украины, Г.Г.Пивняк уделяет особое внимание решению первоочередных проблем. Под его общим руководством  создается творческий коллектив ученых двух кафедр: систем электроснабжения и автоматизации технологических процессов (зав. кафедрой, профессор В.В. Ткачев - ученик Геннадия Григорьевича) и начинаются работы по созданию на базе информационных технологий системы энергоконтроля и диспетчерского управления электропотреблением, ориентированной на подземные работы угольных шахт. В работе принимают участие и сотрудники ПО «Павлоградуголь». Финансирование осуществляется из бюджета непосредственно угольной отраслью. В 1990 г. образцы новой техники и система в целом допускаются МакНИИ для работы на угольных шахтах и ​​успешно выдерживают промышленные испытания, подтвердившие эффективность использования информационных технологий в горной промышленности.

В 1998 г. в комплексе с другими фундаментальными и практическими исследованиями сотрудников НГУ и работников ПО «Павлоградуголь» результаты этой работы отмечены Государственной премией Украины в области науки и техники.

Академик Г.Г.Пивняк, обладая широтой научного видения нового и прогрессивного, организует и лично участвует в выполнении научно-технических разработок, относящихся к энергетике. Совместно со специалистами институтов «Днепрогипрошахт» и «ДнепроНИПИЭнергопром» под руководством Г.Г. Пивняка и Ю.Т. Разумного впервые разработан концептуальный проект энергетического комплекса «Угольная шахта - теплоэлектроцентраль» (ЭК «Шахта - ТЭЦ»), относящийся к когенерационным системам по обеспечению потребителя электрической и тепловой энергией с использованием низкосортного угля ОАО «Павлоградуголь».

ТЭЦ мощностью 50 МВт может обеспечить электрической и тепловой энергией группу угольных шахт и прилегающие к ним поселки городского типа. При авариях в энергосистеме такая ТЭЦ обеспечивает электроснабжением электроприемники аварийной и технологической брони угольных шахт, что чрезвычайно важно для потенциально опасных производств.

Проектом предусмотрена установка на ТЭЦ котлов с циркулирующим кипящим слоем, использование в окислительных процессах струи метаносодержащего шахтного воздуха и угольной пыли, отходящей от вентилятора главного проветривания, а также возможность опреснения шахтной минерализованной воды с последующей химической подготовкой и передачей ее в технологический цикл ТЭЦ.

Приведенные подходы к энергосбережению становятся составной частью национальной энергетической политики Украины.

Профессорами Г.Г. Пивняком и Ю.Т. Разумным совместно с учеными кафедры подземной разработки месторождений разработаны новые способы дегазации угольных шахт при тектонических нарушениях. Способы позволяют получать высококонцентрированный по содержанию метана газ для использования его в энергетических потребностях для газопоршневых двигателей. Дальнейшее развитие технологий добычи шахтного метана стало основой для повышения энергоэффективности использования газов в энергетике. Как результат, в 2006 г. профессором Ю.Т. Разумным совместно с учеными Ивано-Франковского национального технического университета нефти и газа, работниками НАК «Нафтогаз Украины», ДК «Укргаздобыча», ГАО «Черноморнефтегаз», УкрНИИгаз за разработку и внедрение высокоэффективных технологий добычи для повышения энергетической безопасности государства получена Государственная премия Украины в области науки и техники.

В последние годы на кафедре под руководством академика Г.Г. Пивняка развиваются исследования по повышению энергоэффективности на горных предприятиях и в энергетике. В результате проведенного анализа работы горных предприятий и режимов их электропотребления установлена незначительная энергоэффективность предприятий и энергетических установок. Доказано, что при повышении энергоэффективности использования топлива путем его экономии на тепловых электрических станциях централизованной энергосистемы и создании условий эффективной работы действующих атомных электростанций необходимо предусматривать строительство электростанции (ЭС) на предприятии с одновременным переходом на дифференцированный по зонам суток тариф. В первую очередь это необходимо делать на крупных предприятиях, например горно-металлургических, электрическая мощность которых в максимум нагрузок энергосистемы достигает 100 МВт и более. При этом необходимо ориентироваться на современные ЕС, эффективные в маневренном режиме (КПД не менее 45%), образующие независимые децентрализованные системы.


 


Совещание научных сотрудников кафедры
во главе с академиком НАН Украины Пивняком Г.Г.


 

Напряженная и творческая работа коллектива кафедры, ее сотрудничество с учеными многих стран (СНГ, Эстонии, Польши, Германии, Китая и др.), участие в симпозиумах, конференциях утвердили авторитет научной школы академика Г.Г. Пивняка. Поэтому не случайно участие кафедры в разработке Стратегии развития угольной отрасли Украины до 2030 года.

Накопленный опыт исследований, а это сотни научных статей, десятки монографий, стал основой для написания многих учебников, учебных пособий, методических указаний, по которым училось не одно поколение студентов. В 2005 г. за учебник под редакцией академика Г.Г. Пивняка «Переходные процессы в системах электроснабжения», который выдержал три издания (на украинском, русском и английском языках), коллективом авторов получена Государственная премия Украины в области науки и техники.

Уровень и масштабность научных результатов за последние 35 лет, их практическая ценность для науки и практики свидетельствуют, что научная школа горно-металлургической электроэнергетики в Национальном горном университете прогрессивно развивается.

© 2006-2017 НГУ Інформація про сайт